ЧЕЛОВЕК

Окружающий мир - 3 класс
Тема урока: "Человек"
Задачи урока:
  • знакомимся с организмом и органами человека;
  • учимся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • знакомимся  с органами чувств их значением для человека;
  • учимся беречь органы чувств.



Итак, ребята, вы уже знаете, что живая природа образно делится на 4 царства: животные, растения, грибы и бактерии + город лишайников.
Как вы думаете, в каком царстве живет человек? Докажи, назови общие признаки человека и жителей того царства, которое ты выбрал.


Человек - часть живой  природы. Это очевидно! Он дышит, питается, размножается, растет, развивается...., как и другие живые существа. Можно было бы по этим признакам отнести человека к животным.  Но человеку присущи и такие качества, которыми животные не обладают. 


Как ты думаешь, что есть у человека, но нет или не достаточно у животных?
Приведи примеры.




Человек может создавать то, чего не создавала природа сама. С точки зрения людей верующих, человек - создание бога, который был создан по образу и подобию своему. Не иначе, как творцом. По сути, мы вольны создавать и творить, чего не дано было животным. Но творить могут только те существа, которые имеют разум. 

Человек - творец. Он сам может создавать свои миры, строит города, пишет книги, сочиняет музыку, рисует картины, создает технику, делает новые открытия. 


Что мы имеем? Человек - это и часть живой природы, и часть общества (социума). Человек  в отличие от животных передвигается на двух ногах, может мыслить, рассуждать, планировать свою деятельность, заниматься творчеством, создает самостоятельно орудия труда и разные вещи, в общении использует разные виды речи (устную, письменную, эмоциональную), изучает природу и самого себя...
Это потому, что человек имеет РАЗУМ.




А как вы думаете, где "жилище" разума человека?



Конечно, это головной мозг. У человека он особенно развит.  Это наш внутренний компьютер. Состоит наш мозг из двух полушарий, как ядрышко в грецком орешке.
Благодаря этим двум полушариям мы умеем решать примеры и задачи, придумываем что-то, умеем ориентироваться в нашем трехмерном пространстве, читаем, пишем, размышляем, фантазируем, логически мыслим и многое другое.


Еще человек умеет переживать, сочувствовать, испытывать разные эмоции (радость, восторг, сочувствие, сожаление...). Каждый человек имеет свои особенности характера и свои человеческие качества, которые может сам регулировать и менять благодаря своему собственному ВЫБОРУ. Он САМ РЕШАЕТ, быть ему добрым или злым, жадным или щедрым, завистливым или самодостаточным. Мы называем это ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА или ДУШЕВНЫМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА. Когда мы хотим разобраться в своем внутреннем, душевном мире, мы становимся ПСИХОЛОГАМИ. Есть такая наука - ПСИХОЛОГИЯ (с греческого языка это переводится так: "психЕ" = душа, "лОгос"-наука, знания)

В течение всей своей жизни человек ПОЗНАЁТ окружающий мир с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Так происходит ВОСПРИЯТИЕ человеком окружающего мира.
  • Благодаря ЗРЕНИЮ  мы можем видеть предметы, их признаки и перемещения, можем сравнивать и сопоставлять, оценивать обстановку.
  • Благодаря СЛУХУ мы можем общаться, ориентироваться в пространстве по звукам, слышать разные звуковые сигналы.
  • ОБОНЯНИЕ помогает изучать мир по запахам. 
  • С помощью ОСЯЗАНИЯ - мы можем определять некоторые свойства предметов - холодный он или горячий, плоский или выпуклый, острый или тупой и т.д. 
  • ВКУС помогает нам различать разную пищу. Кстати, язык определяет это с помощью особых рецепторов, которые находятся в разных его участках. 
А с помощью чего еще познает человек мир, в котором живем?
  • ПАМЯТЬ - наша кладовая. Благодаря ей человек накапливает в своем мозгу-компьютере знания и опыт. Для памяти ценны все ощущения, и приятные для человека, и отрицательные. Потому что это позволяет нам не повторять своих ошибок.
  • МЫШЛЕНИЕ - помогает нам сравнивать, классифицировать, обдумывать, устанавливать связи между предметами и явлениями, помогает нам делать выводы.
  • ВООБРАЖЕНИЕ - помогает нам представлять то, чего перед нами нет. 
Восприятие, память, мышление, воображение работают не сами по себе, а ВМЕСТЕ. Так получается цельная сложная картинка жизни во всей ее красоте.

Очень важно научиться ценить все эти инструменты Жизни, которые помогают нам не просто существовать, а жить интересной, радостной жизнью. 

Берегите свое здоровье, развивайте память, мышление, воображение. И будьте счастливы!


Органы чувств, м/ф для детей
Как человек познает мир
Язык - главный орган вкуса
Интересные факты об органах чувств


На какие вопросы ты должен уметь ответить?
  1. Кого называют разумным существом?
  2. Как доказать, что человек - часть живой природы?
  3. Чем человек отличается от животных?
  4. Где у человека "живет" разум?
  5. Из чего складывается внутренний мир человека?
  6. С помощью чего человек познает мир?
  7. Что называют "кладовой информации"?
  8. Без чего невозможно представить героев произведения, если в книге нет картинки?
  9. Назови органы чувств, которые помогают познавать мир.
  10. Почему плохой опыт тоже важен для человека?
Словарик:
Психология - наука, изучающая душевную жизнь человека ("психЕ" - душа, "логос" - наука, знания)
Восприятие - познание мира через органы чувств
Память - хранилище, кладовая информации, собранной органами чувств и эмоциями.
Мышление - умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и многое другое
Воображение - умение фантазировать, придумывать, представлять 

Кроссворд по теме "Человек"







2 комментария:

  1. Здорово! Вы молодчина! Разрешите к Вам в гости наведываться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина. Конечно, наведывайтесь. И не только. Можете предлагать вставить на тематическую страничку что-то интересное. Мало ли, вдруг Вам есть, чем поделиться тоже. Странички постоянно обновляю, если еще нахожу что-то интересное.
      До встречи!

      Удалить