ПОЧВА

Окружающий мир - 3 класс
Тема: "Почва"
Задачи:

  1. Познакомимся с понятием "почва", узнаем, что это такое.
  2. Узнаем главное свойство почвы.
  3. С помощью опытов узнаем состав почвы.
  4. Познакомимся с представителями животного мира, обитающего в почве. Порассуждаем о том, что полезного для почвы они делают.
  5. Рассмотрим разные виды почв, поговорим о плодородии.
  6. Узнаем имя русского учёного, который создал науку почвоведение.
  7. Порассуждаем об охране почвы.

И снова давайте вспомним о четырёх стихиях в природе. Мы уже знаем немного интересного о воздухе и о воде. Сегодня мы поговорим о земле и ее верхнем слое, который называется почва.




Ребята, что вы можете рассказать из своего жизненного опыта о почве?

Давайте разберемся, что такое почва, какая она бывает.


Если заглянуть в историю возникновения слова "почва", то можно понять, почему оно так называется. Слово русское, ранее писалось "подъшьва", что буквально можно перевести так: «то, на что наступает подошва». Вроде бы все так просто. Наступаем мы на верхний слой суши, земли. Видимо, это и есть почва? Так ли это или все же есть особые свойства того, что мы называем почвой.
Так что же такое почва с биологической научной точки зрения?




А как вы понимаете слово ПЛОДОРОДНЫЙ?
Если вслушаться в слово, то сразу станет ясно, что на плодородной земле родится много плодов. Другими словами, плодородная почва дает урожай. Делаем вывод: если на плодородной почве растут растения, значит в ней есть все то, что нужно для жизни растений. 



Давайте попробуем предположить, опираясь на имеющиеся знания, что такого есть в почве, что нужно растениям?  Выдвигайте свои гипотезы (предположения).
А теперь будем рассуждать, опираясь на аргументы. Посмотрите фильм и ответьте на вопрос: наличие каких веществ в почве доказано опытным путем.
 
Итак, что мы имеем?
Выводы таковы:
Посмотри на схему выше и скажи, что еще содержится в почве?
А вот ещё некоторые представители живой природы, которых  можно встретить в почве. 
Каких животных ты знаешь, что можешь о них рассказать? Если не знаешь - не беда. Можно найти интересные факты о них и сделать минипроекты на урок. Сам узнал - поделился с другими.
И животные, живущие в почве, повышают плодородие почвы. Как? 
Делая ходы, они рыхлят почву, а это помогает свободней проникать в нее воздуху и воде.

Из этой схемы видно, что растения берут из почвы для развития и роста. Перегной образуется благодаря бактериям, которых мы образно называем "разрушители". Роль разрушителей - преобразование органических веществ умерших живых организмов в минеральные соли, которые нужны растениям-кормильцам. 



А все ли почвы одинаково плодородны? 
Отчего это зависит? Как вы думаете?




Очевидно, что, чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Почвы бывают разные. Посмотрите на схему и сделайте свои предположения, какие из этих почв более плодородны, а какие менее. Постарайтесь аргументировать свои ответы.
Почва образуется очень медленно. Слой почвы в 1 см природа создает 100-300 лет. А бывает и так, что и этого времени ей мало. Почва нужна человеку. Благодаря ей мы имеем возможность выращивать на полях, в садах культурные растения, нужные нам для жизни. Любой человек, который имеет дело с растениеводством, задумывается над вопросом: как сделать почву богаче. 

Василий Васильевич Докучаев, русский ученый почвовед, говорил о почве: "Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет" Как вы понимаете эту фразу?
Почву, как воду и воздух, тоже необходимо беречь.

Почва.
Почва. Обучающее видео.
Как образуется почва
 Роль червей в образовании почвы
Детский проект-видео
Учебный мультфильм 
"Путешествие дождевого червячка"
М\Ф для детей "Кто живет под землей"

Чтобы структурировать свои знания, лучше всего сделать "паутинку ассоциаций", "кластер" или "интеллект-карту" по теме "ПОЧВА"
Ответь на вопросы:
1. Что такое почва?
2. Главное свойство почвы, которое позволяет выращивать нам растения.
3. Какой состав имеет почва? Аргументируй свой ответ.
4. Что растение берет из почвы?
5. Какие живые существа живут в почве, какую пользу они приносят?
6. Назови первого русского ученого, который создал науку почвоведение.

В книге "Великан на поляне" прочитай рассказ А.Плешакова "Уважайте жизнь дождевого червя" и расскажи, что нового и интересного ты узнал о черве.

1. Уметь отвечать на вопросы (см.выше)
2. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ с. 36-38
3. Сделать накопитель знаний (паутинка ассоциаций или другое)
4. Выбрать по желанию минипроекты 

ТЕМЫ МИНИПРОЕКТОВ И МИНИИССЛЕДОВАНИЙ
  • Провести некоторые опыты с почвой
  • Найти информацию, как самим сделать перегной
  • Сделать сообщения о каких-нибудь жителях почвы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий