1 ОКР.МИР КЛАСС

ОКР.МИР 2 КЛАСС

ОКР.МИР 3 класс

ОКР.МИР 4 КЛАСС природные странички

ОКР.МИР 4 КЛАСС исторические странички

5 КЛАСС

КРАЕВЕДЕНИЕ

УЧИМСЯ, ИГРАЯ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ

СМОТРИМ, РАССУЖДАЕМ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

ЭКОЛОГИЯ

Окружающий мир - 3 класс
Тема "Экология"
Задачи:
  1. Выясним, что такое экология, как переводится.
  2. Выясним, что называют окружающей средой? 
  3. Узнаем, что такое экосистема, как в ней взаимосвязаны живая природа и неживая
  4. Узнаем, что такое экологическая безопасность. 
  5. Порассуждаем, отчего загрязняется окружающая среда? И к чему может привести нарушение гармонии в экологии и как это можно свести к минимуму.
  6. Узнаем, что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды? Порассуждаем, что мы еще можем сделать для сохранения экологии.



Представьте себе, ребята, что было время, когда на нашей планете не было еще человека-творца, который мог создавать предметы, вещи, но уже существовала  природа и была довольно разнообразна. Давайте еще раз вспомним, какая бывает природа? 



Посмотри на схему и дополни ее понятиями


Вот, что может у вас получиться.
В нашей таблице живые объекты и неживые четко распределены по группам и существуют в этих группах сами по себе. Но в природе так не бывает, потому что в реальности все очень взаимосвязано. 



Попробуйте доказать с помощью своих примеров, что живая природа не сможет существовать без неживой природы.




Да, живая природа не может существовать без солнца, воды, почвы, воздуха... Все то, что ОКРУЖАЕТ живое существо, с чем оно связано, называют ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. Любое живое существо может окружать и живая и неживая природа. Посмотри в окно и расскажи, какие природные объекты тебя окружают. Кто-то из вас увидел небо, в небе солнышко, летают птицы; а вот дерево, на котором сидит дятел;вдали виднеются  горы и море... Кто-то увидел пальмы, океан, надвигающуюся тучу, молнию и сильный ливень... Вот это и есть окружающая вас среда. У каждого существа своя окружающая среда. В окружающей среде все взаимосвязано. 

Есть целая наука, которая изучает эти связи. И называется эта наука - ЭКОЛОГИЯ. Интересное слово пришло в наш словарь из греческого языка. Вы уже знаете, что обозначает слово "логос"= НАУКА, ЗНАНИЯ. А вот первая часть слова "экос" - обозначает понятие ДОМ, ЖИЛИЩЕ. Так что же получается, экология - это наука о доме?




Как вы думаете, ребята, а что называют домом? Можно ли домом назвать планету, лес, реку, луг, аквариум, озеро, море? Аргументируйте свой ответ.



Давайте поиграем в слова. Я начинаю предложение, а вы досказываете.
Для человечества домом является ____________ . Для волка, зайца и лисы дом - ______________. Для осьминога, акулы и морской звезды дом - это _____________. Для ерша, головастика и пиявки - дом - это _______________... Эту игру можно продолжать долго.  Но наша цель - понять, что вот таких природных домов в природе можно найти очень много. 

В каждом доме существуют очень прочные связи с объектами живой и неживой природы. Эти связи позволяют каждому природному дому развиваться и процветать. Запущена целая система связей. Поэтому такие дома называют ЭКОСИСТЕМОЙ. Посмотрите на схему экосистемы. В каждой экосистеме есть элементы живой и неживой природы. В каждой экосистеме должен быть генератор, который дает энергию для жизни. Этим генератором работает СОЛНЦЕ. 


Живая природа в каждой экосистеме имеет три группы, которые взаимосвязаны так, что друг без друга существовать не могут.


Группа 1. КОРМИЛЬЦЫ (производители).
Это представители царства растений, которые имеют зеленые листочки. В этих листочках на "фабрике" фотосинтеза растения производят органические вещества. Это основная пища живой природы, которой питаются сами эти растения и все другие живые существа (животные, грибы, бактерии)


Группа 2. ЕДОКИ (потребители)
Это представители царства животных, грибов и бактерий. Они питаются теми существами, которые состоят из органических веществ (кормильцами и другими животными). Питаясь органическими веществами они позволяют своему организму существовать.

Группа 3. МУСОРЩИКИ (разрушители)
Чаще всего это представители царства грибов и бактерий. Они питаются умершими организмами, разрушая органические вещества до минеральных, которые нужны для кормильцев, чтобы на фабрике зеленого листа с помощью фотосинтеза снова произвести новые органические вещества.

Получается вот такой закольцованный круговорот веществ в экосистеме.

Позже мы подробней будем изучать экосистемы разных мест обитания. Но ты уже сам с помощью схемы-опоры можешь немного рассказать о какой-нибудь экосистеме (лес, луг, река, озеро, море, пустыня...). Попробуй... Вместо прочерка ставь любое название экосистемы, а в окошках помещай объекты данной группы.



До появления человека все экосистемы развивались самостоятельно. Как ты думаешь, что происходило с экосистемами с появлением человека?  




Человек вольно и невольно вторгается в систему природных связей, часто нанося раны экосистемам, потому что нарушает обыденный ход жизни экосистемы. Человек строит города и дороги, вырубает лес, который ему нужен для жизни. То вдруг человеку нужно изменить русло реки, то необходимо в непомерных количествах забирать у природы то, что нужно ему для личных целей... Часто человек поступает очень неразумно, потому что забывает о том, что он тоже часть природы.



Как ты понимаешь пословицу "Не руби сук, на котором сидишь?". Как это можно связать с нашей темой?




Человек, который привык у природы только брать, истощает и губит эту самую природу. По сути НАРУШАЕТ ЭКОЛОГИЮ.  Мы постоянно наносим природе маленькие и большие раны.  Рвем цветы, ломаем ветки, ловим бабочек... Это маленькие раны, но они тоже болят. Вспомни, когда ты даже поцарапаешь кожу на руке или вонзишь занозу в палец, тебе больно? Но есть раны большие. Они ведут к глобальным изменениям в экологии. Заводы выбрасывают в воздух вредный дым, в водоемы спускаются опасные для жизни отходы, выкачивается в огромных количествах нефть, вырубаются огромные территории леса, который дает нам кислород... 

Наконец, люди поняли, что нужно охранять природу, потому что, разрушая природу, мы можем просто не выжить в том разрушенном доме, который рушим сами. Ни воды в нем не останется, ни воздуха... 
Стали возникать общества по охране природе.  Была создана красная книга, в которую вписывают редких животных и растения и более тщательней их охраняют, чтобы они вовсе не исчезли.  Для этого люди стали открывать  заповедники и национальные парки. Это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Давайте помнить, что КАЖДЫЙ ИЗ НАС несет ответственность за ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ нашей планеты. 



Подумай и составь небольшой рассказ, что ИМЕННО ТЫ конкретно можешь сделать для того, чтобы наш природный дом жил и процветал?




Фикси-советы "Чему учит экология"
Фикси-советы. Берегите природу.
Что такое экологически след
Улыбка природы. Не засоряйте природу!
Земля-наш общий дом.
Планета задыхается от мусора
М/Ф об экологии "Мальчик и Земля"
Познавательная экология

 ТРЕНАЖЕР "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЧКИ"
Сможешь ли ты совершить экологический забег и первым прийти к финишу?
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ
Главное, уметь хотя бы своими словами ответить на следующие вопросы (которые могут встретиться в тесте)
  1. Что такое окружающая среда?
  2. Что такое экология.
  3. Важно уметь определять окружающую среду для некоторых известных нам животных.
  4. Объяснить, что такое Красная книга и для чего она нужна.
  5. Что такое заповедники или национальные парки.
  6. * Что такое экосистема.
  7. *Назвать три группы живых существ и объяснить, почему они так называются.
  8. *Что особенного делают растения с зелеными листочками.
  9. *Что полезного делают "мусорщики" для природы.
  10. Как мы убиваем природу. Что полезного человек может делать для природы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДЗ
  1. Сделать кластер или интеллект-карту по теме
  2. Пополнить словарик незнакомых слов с расшифровкой
  3. Скачать таблицу "экосистема" и попробовать рассмотреть любую экосистему (лес, река, море, пустыня...) с ее элементами.
  4. Сделать свои схемы-опоры
  5. Подготовить точечные сообщения о наиболее заинтересовавших вас понятиях темы.



6 комментариев:

  1. Елена! Отличный "перевёртыш" получился! Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Любовь. На пользу и на радость для любопытных детей)))
      Мои дети ждут всегда новую тему. Все для них в первую очередь)))

      Удалить
  2. Хочу чтобы Вы Елена - учили моих детей! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валентина. Я и так их учу здесь)) Заходите. Всем рады.

      Удалить
  3. Листаю одну страницу за другой и наслаждаюсь, и восхищаюсь, и неустанно благодарю. Спасибо огромное за такой великолепный материал.

    ОтветитьУдалить