РАСТЕНИЯ

Окружающий мир - 3 класс
Темы: "Разнообразие растений", "Солнце, растения и мы с вами", "Размножение и развитие растений", "Охрана растений" (4 темы программы собраны на одной странице)
Задачи:
  1. Поговорим о понятии "растение".
  2. Вспомним, что уже знаем о растениях.
  3. Узнаем, на какие группы можно разделить растения.
  4. Будем практиковаться классифицировать растения по группам.
  5. Узнаем, какие жизненные формы есть у растений.
  6. Вспомним признаки живых тел природы, докажем, что растения относятся к живым объектам природы.
  7. Узнаем, почему растения называют кормильцами в живой природе.
  8. Выясним, что растения дают животным и человеку.
  9. Узнаем о разных способах размножения растений.
  10. Узнаем, что такое опыление и как могут опыляться растения.
  11. Рассмотрим схему развития растения из семени.
  12. Доказав важность растений в природе, поговорим об охране растений. 

Есть такая пословица "Растение — земли украшенье". А еще говорят, что растения на земле - ее зеленый наряд. На самом деле, в какой бы уголок Земли мы не заглянули, мы везде можем увидеть представителя царства растений.
Посмотри на схему и попробуй своими словами рассказать, где можно встретить растения. Какие растения данного уголка Земли ты уже знаешь. 
Наука о растениях называется БОТАНИКОЙ. Это один из разделов БИОЛОГИИ (науки о живой природе). Название этой науки заимствовано в XVIII в. из немецкого, где Botanik  — «растение»
Растения на нашей планете очень разнообразны. Есть растения, которые состоят из одной клетки! Но их невооруженным глазом нам не увидеть. Давайте поговорим о тех растениях, которые видно воочию. 
Давайте вначале вспомним, что мы уже знаем о растениях. Тебе в этом помогут схемы ниже.
Посмотри на схему ниже и попробуй рассказать о том, на сколько разнообразны растения. Как бы ты мог поделить их на группы. Аргументируй свой ответ.
Если ты попробовал распределить растения на группы, то можно считать, что ты попытался разобраться в том, что объединяет некоторые растения и что их отличает. Именно так действуют ученые. Они предложили распределить растения следующим образом.
Во-первых, в зависимости от внешнего вида  можно разделить на группы, которые называются "Жизненные формы растений". Посмотри на схему и попробуй рассказать, чем одна жизненная форма отличается от другой.
Во-вторых, в зависимости от наличия определенных органов, признаков растений и мест обитания растения можно разделить и на такие группы - отделы царства растений (на схеме некоторые из них). Посмотри, что отличает одну группу от другой.
Давайте немного попрактикуемся в распределении растений по группам. Попробуй рассказать о растениях из таблицы, опираясь на названия граф.
В каждой группе можно встретить растения, которые очень похожи, но немного отличаются друг от друга. Так одно и то же растение может быть нескольких видов. Посмотри на схему и тебе будет легче понять, что такое вид растения.
Ты можешь полистать АТЛАС-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ А.А.Плешакова 
***
***
Попробуй сам определить группу растений, жизненную форму, вид.
Расскажи о некоторых растениях ребятам в классе. Можешь подобрать к своему рассказу фото или картинку. 

Итак, мы уже точно знаем, что растения - одно из царств живой природы. Попробуй доказать, что растения - живые объекты природы. На схеме есть картинки-подсказки.
Я думаю, что это было не трудно. Давай проверим, правильно ли ты заполнил схему. Нажми на картинку ниже.
В рассказе А.А.Плешакова "Тайна растений" очень здорово описывается жизнь этого живого существа. Давайте прочитаем его .

Тайна растений
Вы знаете, что своими корнями растения вса­сывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения по­лучают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну, но сейчас она раскрыта.
Выяснилось, что листья растений — это удиви­тельные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету!
Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа
Когда учёные разгадали тайну питания расте­ний, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это дела­ют только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию.
Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами обра­зуется... кислород! Растения выделяют его в воз­дух. Если бы на Земле не росли растения, в воз­духе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!
Как видишь, нужно очень бережно относиться ко всем растениям. Ведь если бы не было их, не было бы и нас.
Эта схема тебе поможет еще лучше понять, что нужно растениям для дыхания, а что - для питания. Попробуй составить свой рассказ по схеме. И помни, что в своих схемах я ничего лишнего не вставляю. Попробуй понять, почему на листочке поварской колпачок, почему слева солнышко и луна, а справа только солнышко, почему стрелки разного цвета и проследи за их направлением. Ты молодец, ты справишься!
Ответь на вопросы:
1. Какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья.
2. Почему в лесу дышится легче, чем в городе?
3. Почему животные и люди не смогли бы жить без растений?
4. Почему "кухня" зеленого листа не работает ночью?
5. Чем дышат растения и в какое время суток это происходит?

Мы уже знаем, что растения - живые объекты природы. Одна из функций живых объектов - размножение. А как ты понимаешь это понятие? 
Конечно, само слово говорит о том, что разМНОЖЕНИЕ - когда становится много. Попробуй из своего жизненного опыта рассказать, как размножить растение, сделать так, чтобы этих самых растений стало больше. Этим когда-то воспользовался Робинзон Крузо на необитаемом острове. Имея всего горстку семян пшеницы, он сумел через три года вырастить поле пшеницы. 
Конечно, вы правы, нужно посадить семя или плод в землю, чтобы из него произросло такое же растение. Но это мы у себя дома можем так сделать , например, в саду или огороде. А как происходит это в природе? 
Некоторые семена падают прямо возле растений. Но природа придумала для семян возможность распространяться на более дальние расстояния. У семян в природе есть свои помощники. Посмотрите на схему и расскажите об этих помощниках.
А как появляются семена или плоды? Ведь сразу на растении их нет. 
Ты уже должен знать, что у большинства растений (цветковые растения) семена появляются на месте цветка. У одних растений эти цветы очень яркие, у других пахучие, у третьих малюсенькие цветочки собраны в соцветия. Почему так? А все дело в том, что только после ОПЫЛЕНИЯ цветка на его месте может образоваться плод. И тут природа продумала все очень четко. И тоже дала растениям своих помощников.
Как ты думаешь, зачем у некоторых цветов яркие цветы и сильный аромат? Кого приманивают эти растения и в какое время суток? 
Посмотри, как опыляются ветром сережки березы... Объясни, почему сережки не пахнут и им не нужна яркая окраска.
Ну вот попало семя в почву. И как же происходит развитие растения (еще одна функция живых объектов природы). Попробуй рассказать о развитии растения из семени по схеме. Не забудь добавить, при каких условиях может происходить это развитие.
Но я хочу немного опередить твои знания и заглянуть дальше программы. Открою тебе секрет, что растения могут размножаться не только семенами (у цветковых растений). Есть и другие способы размножения. Если тебе это интересно, ты можешь рассмотреть не только схему ниже, но и найти информацию в других источниках.
Ответь на вопросы:
1. Хозяйки хранят семена в пакетиках. Почему же они не прорастают в этих пакетиках?
2. Весной садоводы в садах выставляют ульи с пчелами. Как ты думаешь, для чего?
3. Как ты думаешь, семя - это живое или неживое тело? Аргументируй свой ответ.
4. Расскажи, что ты понял об опылении цветов.
5. Какие главные условия  необходимы для прорастания семени и роста растения?
5. Как развивается растение из семени? 
Прежде, чем мы начнем говорить об охране растений, давайте вспомним, что дают растения человеку, за что мы должны благодарить растения.
Часто ли мы задумываемся о том, что без растений наша жизнь стала бы просто невозможной. Думаем ли мы об этом, когда просто рвем и ломам растения, когда вырубаем леса, когда топчем цветы и небрежно относимся к лесу, устраивая в нем пожары из-за недотушенных костров или швыряя стекло, которое способно в солнечный день подпалить сухую траву... Многие растения уже занесены в Красную книгу, но мы забываем это особенно весной, когда появляются первоцветы - первые вестники весны. Конечно, так приятно принести букетик ландышей или подснежников. Но представьте, что каждый из нас сорвет букетик, который будет радовать нас два-три дня. А потом этот букет мы просто выбросим в мусорное ведро. Вот так с каждым годом первоцветов становится все меньше. Давайте попробуем бережней относиться к растениям.
В книге "ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ" А.А.Плешакова обязательно прочитай хотя бы эти рассказы. 
Будь честен и скажи сам себе, всегда ли ты бережно относишься к растениям?  Если ты хочешь, чтобы мир вокруг тебя был красивым, чистым, надо учить бережному отношению тех, кто еще не понимает важности охраны растений. Ты можешь сделать книжку-малышку для своих младших товарищей. Это может быть экологическая раскраска, книжка с заданиями или плакаты. Идеи картинок можно взять из нашего плаката "Берегите растения" или придумать самим. Это может стать твоим интересным проектом.

Как появляются цветы.
Растения. Важное о растениях
 
Части цветов. 
Три варианта жизненной формы растений.
О растениях
Как работают части растений.
Нецветковые растения
Водоросли. Мхи.
Нецветковые растения. 
Папоротники. Хвойные растения.
Цветковые травы. Опыление.

Цветковые деревья
Чем растения полезны для людей.
Чем опасны растения для людей

О растениях
Сережа Почемушкин очень любит наблюдать за природой. Сегодня он поделится с вами своими знаниями о растениях. Смотрите сборник любимых серий Профессора Почемушкина о растениях.
***
10 удивительных растений
Как дышат растения
Дыхание и питание растений

НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ В БЛОГЕ "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ" ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ РАЗМЕЩЕН МАТЕРИАЛ "ДИКОВИНКИ ЗЕЛЕНОГО ЦАРСТВА". Тут вы узнаете, как растут бананы, ананасы, кофе и какао.


1. Изучи темы сам и сделай кластер (для каждой темы или общий)
2. Поработай в рабочей тетради с.39-49
3.Можно выполнить мини-проекты по желанию.

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ и ПРОЕКТОВ
  • Мини-проект "В гости к растению". Взять одно из интересных растений и рассказать о нем, не забывая определять жизненную форму и группу. 
  • Мини-проект "Раскраска - Береги природу"
  • Мини-проект "Плакаты для леса, призывающие беречь природу"
  • Мини-проект "Правила поведения в лесу"
  • Мини-проект "Сборник загадок о растениях"
  • Мини-проект "Сборник пословиц о растениях"
  • ПРОЕКТ "Азбука растений Краснодарского края". Презентация или брошюра растений в алфавитном порядке, интересные факты о растениях.
  • ПРОЕКТ "Выращивание растения из семени" (горох, фасоль)
  • ПРОЕКТ  "Проращивание растения в разных условиях" (на свету и без света. Во влажной почве и в сухой. В теплом месте и в холодном)
  • ПРОЕКТ "Как вырастить комнатное растение без семени"
  • ПРОЕКТ "Каталог моих комнатных "садовых) растений"
  • ПРОЕКТ "Викторина о растениях"
  • ПРОЕКТ "Создание теста к теме "РАСТЕНИЯ"
  • ПРОЕКТ "Растения-хищники" (презентация, брошюра)
  • ПРОЕКТ "Лекарственные травы моего края"
  • ПРОЕКТ "Опасные растения моего края"
  • ПРОЕКТ "Огород на окошке" (практикум)
  • ПРОЕКТ "Мастер-класс по изготовлению полезных салатов из растений"
  • ...


TestEdu v1.17 Растения
Проверьте свои знания по теме "Растения" - окружающий мир 3 класс. Прочитай вопрос, выбери правильный ответ (ответы) и отметь галочкой.
Окружающий мир 3 класс   |   Дата: 07.11.2017   |   Вопросов: 15   |   Автор: Селезнева Елена Васильевна

Вопрос № 1

Как называется наука, которая изучает растения?

Химия
Биология
Ботаника
Экология
Вопрос № 2

Выбери, что можно отнести к растению СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ

Кустарник
Дерево
Цветковое растение
Хвойное растение
Живая природа
Неживая природа
Вопрос № 3

В какой части растения образуется органическое вещество?

Корень
Зеленые листья
Цветок
Вопрос № 4

В какой строчке перечислены только цветковые растения?

Ель, василек, рябина
Ландыш, морская капуста, тополь
Одуванчик, липа, калина
Вопрос № 5

Отметь, что необходимо растению для образования органических веществ (для фотосинтеза).

Кислород
Углекислый газ
Вода
Пыльца
Солнечный свет
Минеральные соли
Вопрос № 6

Что такое опыление?

Попадание пыли на растения
перенос пыльцы от цветка к цветку
Вопрос № 7

Какие плоды распространяются с помощью ветра

Одуванчик
Подорожник
Клён
Репейник
Вопрос № 8

Найди правильное утверждение. Растения при ДЫХАНИИ...

поглощает кислород, выделяет углекислый газ только днем
поглощает кислород, выделяет углекислый газ и днем, и ночью
поглощает углекислый газ, выделяет кислород только днем
поглощает углекислый газ, выделяет кислород и днем, и ночью
Вопрос № 9

Отметь, что НЕ является опылителем растений

Бабочка
Червяк
Летучая мышь
Ветер
Колибри
Вопрос № 10

Что мешает для прорастания семян.

Свет
Холод
Тепло
Темнота
Влага
Вопрос № 11

Где растения находятся под защитой и особой охраной человека?

Заповедники
В лесу
На поляне
В национальном парке
Вопрос № 12

Когда человек не вредит растениям.

Ходит в лесу по тропинкам
Переносит растения с корнем в свой сад
Делает из полевых цветов большие букеты
Высаживает парки в городе
Вопрос № 13

Что можно делать в заповеднике.

Фотографировать цветы
Собирать ягоды
Разводить костер
Делать зарисовки растений
Вопрос № 14

Найди неверное утверждение

Жизненная форма сосны - дерево
Жизненная форма шиповника - кустарник
Жизненная форма одуванчика - травянистое растение
Жизненная форма ананаса - дерево
Вопрос № 15

Какой жизненной формы растений не существует.

Деревья
Кустарники
Цветы
Травянистые растения
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий