ЛУГ. ЖИЗНЬ ЛУГА

ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ К ТЕМЕ "ЖИЗНЬ ЛУГА"
ПОДРОБНО О ЛУГАХ ТУТ
РОЛИК 1
Повторяем, что  такое сообщество ЛУГ
РОЛИК 2
Сообщество луга
Канал CHILDRENscience
РОЛИК 3
Что такое луг
РОЛИК 4
Что такое луг. Луг и его обитатели

ПРИЛОЖЕНИЕ
РАССКАЗЫ ИЗ КНИГИ "ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ"
А.А Плешаков, А.А Румянцев

"ЕСЛИ ТЕБЕ НУЖНЫ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ"
Маленькая девочка Оля пришла с мамой в аптеку. В аптеке она никогда раньше не была, но ей там очень понравилось. Пахло различными лекарствами, было красиво и чисто. Под стеклом, на полке, стояло множество баночек и коробочек. Больше всего понравились Оле коробочки с изображением цветов. Некоторые цветы на рисунках были похожи на те, которые Оля видела на лугу и в лесу. Заинтересовавшись этими красивыми коробочками, девочка спросила:
- Мама, а зачем здесь столько коробочек с цветами?
- Это не просто цветы, - ответила мама, - это лекарственные растения. В коробочках находятся высушенные и измельчённые корни, стебли, листья, цветки, плоды растений. С их помощью можно лечить самые разные болезни.
"Вот здорово!" - подумала Оля. Она очень удивилась и обрадовалась тому, что болезни можно вылечить с помощью растений. Она думала, что их лечат только горькими таблетками. Когда девочка болела, мама и бабушка давали ей как раз такие таблетки, и они очень не нравились Оле.
На следующий день Оля уговорила маму купить в книжном магазине книгу о лекарственных растениях. Таких книг там продавалось много, и Оля выбрала ту, в которой были большие цветные фотографии. Дома мама и дочка стали эту замечательную книгу рассматривать и читать. Из книги они узнали, что в природе нет растений, бесполезных для человека.
Оказывается, все растения, от больших деревьев до очень маленьких травиночек, могут сослужить человеку добрую службу. И особенно много среди них растений-лекарей.
Где их найти? Да вот же они, совсем рядом, стоит только повнимательнее присмотреться к окружающей природе:
сосна и дуб, липа и крапива, лопух и мать-и-мачеха, зверобой и ландыш, земляника и малина и многие, многие другие.
Разные растения обладают различными лечебными свойствами. Одни помогают от кашля, другие от болезней сердца, третьи снимают усталость... Обо всех этих свойствах издавна знают в народе. Их очень тщательно исследуют и учёные. Не случайно о лекарственных растениях написано множество книг.
Но сбор лекарственных растений, лечение ими - дело непростое. Очень важно научиться собирать их так, чтобы это не приносило большого вреда природе. Вот какие правила Оля и её мама прочитали в книге.
Если лекарственное растение редкое, внесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.
Не рви все растения в том или ином месте, часть их оставляй в природе, чтобы в этом месте лекарственные растения не исчезли.
Собирай их так, чтобы не повредить другим растениям, а также животным. В траве, на кустах и деревьях обитает великое множество насекомых, пауков и прочих маленьких существ. Там их жилища, их потомство. Из-за того что тебе понадобилось собрать лекарственные растения, они не должны пострадать.
А вот ещё правила, которые помогут, собирая лекарственные растения, не навредить самому себе.
Можно собирать растения только там, где поблизости нет помоек и свалок, где чисто и красиво.
Нельзя собирать растения вблизи от автомобильных дорог и в городах с загрязнённым воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.
Лекарственные растения - наши верные друзья. Так будем же и мы им друзьями!

"ГОРИТ ТРАВА"
Деревня Холмы потому так и называлась, что раскинулась на высоких холмах, у подножий которых текла речка Быстрая. Хороша была речка, много родников питало её. Вода в ней была чиста и прозрачна. А с берега можно было видеть, как на глубине ходит рыба.
Неподалёку от деревни стоял большой сосновый лес. Сосны в нём были все как на подбор, стройные, красивые. Высоко к синему небу возносили они свои вечнозелёные кроны. А сколько в этом лесу было грибов! Ну а воздух, пропитанный ароматным запахом хвои и смолы, казалось, можно было просто "пить".
На краю деревни жили два друга, Петя и Юра. Они уже были совсем большими (так они сами считали) и учились в пятом классе. Друзья были верные, друг другу всегда и во всём помогали и почти никогда не ссорились.
Но однажды они сначала сильно поспорили, затем поссорились, а дальше и того хуже - чуть не подрались, чего с ними никогда не бывало. А произошло всё из-за самой обычной травы, густым ковром покрывавшей склоны холмов у деревни.
Кто-то из взрослых сказал Пете, что хорошо бы поджечь на холмах старую сухую прошлогоднюю траву. Её станет меньше, и тогда быстрее пробьется к свету молодая зелёная травка. И делать это надо в конце апреля. Мальчишка, недолго думая, решил заняться этим в сухой солнечный денёк. Он поджёг старую траву на одном из холмов и стал наблюдать, как она горит.
Но вдруг откуда ни возьмись рядом с Петей появился Юра. Ничего не говоря своему другу, он большой сухой веткой начал гасить разгорающееся пламя. Петя сильно возмутился поведением Юры и стал отпихивать его от огненной полосы, приговаривая: "Ты почему не даёшь мне жечь старую траву, ведь она мешает расти молодой!" "Ты хоть понимаешь, что делаешь? - не отступал Юра, - ведь старую траву жечь нельзя, в ней сгорит вся мелкая живность!" "Ну и пусть сгорит, зато лучше будет расти молодая трава!" - отвечал Петя.
Не на шутку рассердившиеся друзья долго кричали и чуть было не пустили в ход кулаки. Но вовремя остановились. Ведь они были настоящими друзьями и всерьёз поссориться никак не могли. Они вместе решили затушить пламя, а затем пойти к Ивану Петровичу.
Иван Петрович был старым профессором ботаники. Всё своё время он отдавал изучению растений. В деревне он жил с весны и до осени. Ребята любили старого учёного и нередко приходили к нему в гости. А тот искренне радовался своим юным любознательным друзьям. Именно так он их называл. Профессор писал книгу о растениях и постоянно ходил в ближние леса изучать их в природе. Бывало, что и ребята ходили вместе с ним. Найдя какую-нибудь совсем неприметную травинку, Иван Петрович мог очень много и долго рассказывать о ней. Любовь к маленькому зелёному созданию светилась в глазах учёного. А Юра с Петей, слушая его рассказ, удивлялись тому, как интересно может- быть самое обыкновенное растение. Но ещё больше их удивляло то, что можно так много о нём знать и так сильно его любить.
Уж кто-кто, а Иван Петрович наверняка знает, как правильно поступить, подумали мальчишки и направились к его дому.
Старый учёный вышел к друзьям и, узнав, зачем они к нему пожаловали, улыбнулся:
- Ну что ж, сядем вот здесь, на крылечке, и поговорим. А кто из вас прав, сами и увидите.
- Когда Петя поджёг сухую, старую прошлогоднюю траву, - начал Иван Петрович, - он, наверное, и не заметил, что с нею вместе загорелись и зелёненькие ростки свежей молодой травы. А ведь он вроде бы из-за неё и старался.
Мальчик смутился. Он вспомнил, что среди сухой травы действительно уже показалась кое-где живая зелёная травка, но он тогда не обратил на это внимания. А ведь огонь не пощадил ни старую, ни молодую траву.
- Кроме того, - продолжал Иван Петрович, - луга и опушки, где ежегодно поджигают траву, со временем становятся очень бедными - там остаётся гораздо меньше разных видов растений. Ведь сохраняются лишь те растения, у которых корни в почве расположены глубоко и от огня не страдают. Другие растения погибают. Сгорают и семена, сохраняющиеся на почве с прошлого лета...
А теперь скажите, кто ещё сгорает или может сгореть?
Юра сразу ответил, что сгорают маленькие животные, населяющие траву: насекомые, пауки, улитки и другие.
- Правильно, молодец, - сказал старый учёный и продолжил свои рассуждения: - В самом верхнем слое почвы живут и совсем маленькие растения и животные. Они так малы, что их можно увидеть только в микроскоп. Что же происходит с ними, когда горит трава?
- Наверное, они тоже гибнут, ведь самые верхние комочки почвы могут сильно нагреться и там будет очень горячо, - ответил Петя.
- Верно! А хорошо это или плохо для почвы? - спросил Иван Петрович.
- Наверное, плохо, - догадались мальчишки.
- Не просто плохо, а очень плохо! Ведь всё, что в почве живёт, ей очень нужно! - воскликнул старый ботаник.
Профессор помолчал, а затем продолжил:
- Но это ещё не всё. Земля, то есть почва, нуждается в природном удобрении. Травы, растущие на ней, все нужные им вещества берут из почвы. А когда они умирают, то эти вещества обратно в почву и возвращаются. Что же получится, если траву сжигать?
Иван Петрович внимательно посмотрел на друзей. А те молчали. Несколько минут они напряженно думали.
Вдруг Петя воскликнул: "Понял, понял! Все эти вещества превратятся в дым, а в почву не вернутся!" "Значит, в почве станет меньше нужных ей веществ", - добавил Юра.
Профессор кивнул в ответ и продолжал:
- А ведь ещё частенько сгорают остатки уже отмерших растений, из которых со временем мог бы образоваться перегной. И в результате там, где траву постоянно жгут, почва истощается, то есть становится бедной питательными веществами. На ней с течением времени появляются небольшие участки, совсем не покрытые, не защищённые травой. Во время сильных дождей или таяния снегов потоки воды разрушают такую почву, особенно на крутых склонах.
- И может появиться овраг? - спросили ребята в один голос.
- Да, со временем вполне может появиться, - с горечью ответил профессор.
- Иван Петрович! А ведь от горящей травы может загореться и наш красивый сосновый лес. Да и в нашей деревне может начаться пожар, - сказали мальчишки.
- Ну, надеюсь, до этого не дойдёт. Хотя разных бед от огня может быть немало. В местах, где полыхают подожжённые травы, очень плохо бывает птицам и зверькам. Попав в кольцо огня, мелкие животные нередко гибнут. Дышать им трудно, ведь в воздухе столько дыма. Загораются от искры и пламени такого пожара стога соломы и даже иногда, вы правы, жилые дома и другие постройки. А ещё нарушается красота земли. Ведь у весны цвет должен быть зелёный, а не чёрный.
- Ну, вот и всё, - заключил профессор. - А теперь сами скажите, можно или нет поджигать старую, сухую траву на лугах и опушках, на лесных полянах, на склонах оврагов и балок, да и в других местах?
- Ни в коем случае нельзя! - хором воскликнули друзья, очень довольные тем, что получили такое подробное объяснение. Им даже казалось, что они вроде бы и сами додумались до всего этого. И только Петя был немного смущён. Ведь он спорил с Юрой, а тот оказался прав.
- Иван Петрович, - спросили мальчишки, - но почему же тогда некоторые взрослые да и дети считают, что нужно каждую весну поджигать траву?
Мудрый старик с печальной улыбкой ответил:
- Они это делают по незнанию. Многие люди, к большому сожалению, вообще не задумываются над своим поведением в природе. От этого страдают и природа, и они сами.
- Ну а теперь пошли пить чай. Устали, наверное, от размышлений и споров, - сказал Иван Петрович и пригласил ребят в дом.

====================================================== 
ЧИТАТЬ ВСЮ КНИГУ "ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ"  
А.А Плешаков, А.А Румянцев

Комментариев нет:

Отправить комментарий